Критерии качества учебника

Важнейшие показатели реализации в содержании учебника принципа научности:

отбор соответствующих разделов фундаментальной науки, включающей основы теории (факты, понятия, методы, законы, следствия);

разработка тем учебника в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии производства;

включение сведений из истории научных открытий и развития понятий, идей, теорий;

наличие сведений о методах познания фундаментальной науки.

Учет возрастных и познавательных возможностей студентов в учебнике осуществляется на основе реализации следующих показателей:

простота языка и доступность изложения материала;

достаточность времени, выделенного учебным планом на усвоение материала учебника и отдельных его тем. Опыт и знания преподавателя окажут ему в этом помощь. Нужно учесть и количественные показатели: число страниц учебника, отдельных тем, количество вводимых в материал понятий. Известны в этой оценке следующие данные: нормативное число страниц учебника, приходящееся на один учебный час, составляет 2,13 страниц текста (Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения - М., Высшая школа, 1987. - 192с.). Превышение его ведет к увеличению объема информации, а следовательно, снижает доступность усвоения материала.

Выполнение дидактических правил доступности в обучении: от простого к сложному, от близкого к далекому, от малого к большому, от легкого к трудному.

Степень реализации в учебнике требования систематичности и последовательности изложения материала можно оценить, определив следующее:

соответствие рубрикации учебника программе учебного предмета;

соответствие последовательности изложения материала в темах учебника и в программе;

равномерность распределения объема материала по темам учебника. Проверить степень выполнения этого показателя качества можно путем сравнения коэффициентов К1 и К2. Первый из них (К1) равен отношению числа страниц в учебнике числу часов, отведенных на изучение предмета. Второй (К2) подсчитывается для каждой из тем предмета отдельно и равняется отношению числа страниц по теме к числу часов, отведенных на ее изучение. При равномерном распределении материала по темам учебника эти коэффициенты должны быть близки друг к другу;

насколько правильно и полно учтены при разработке учебника междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, т.е. реализованы единство трактовки понятий, требуемая последовательность введения их в учебные дисциплины, отсутствие дублирования материала, задачи всестороннего раскрытия явлений, процессов.

При анализе четкости структуры учебника следует принимать во внимание следующее. Каждый учебник имеет определенную композицию, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшая структурная единица - параграф. Единицей содержания образования в учебнике служит глава. Именно в ней учебный материал развертывается в единстве его образовательного, воспитательного и развивающего аспектов.

В число воспитательных задач учебника входят: воспитание студентов в духе патриотизма и интернационализма, развитие у студентов определенной формы мышления, определенных эстетических взглядов, вкусов, формирование норм нравственности и морали. Воспитательный компонент помогают реализовать постановка философских, нравственных и эстетических проблем, эмоционально насыщенные тексты, образная речь, наглядность иллюстративного материала. Именно на эти аспекты и следует обращать внимание инженеру-преподавателю, оценивая соответствие учебника требованию принципа воспитывающего характера обучения.

Полученные в ходе такого анализа результаты позволяют преподавателю установить:

возможность рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы студентов;

глубину и качество изложения материала в различных темах учебника;

необходимость привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

рациональные способы работы студентов с учебником в целом и отдельными его разделами (аннотирование текста, составление плана изложения материала, выписывание новых понятий и их определений, ответы на контрольные вопросы, выявление междисциплинарных связей, составление структурно-логических схем материала, формирование проблемных вопросов и задач с избыточной или недостаточной информацией).